Программа государственного софинансирования дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.

         (Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений")

 

         Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" были определены категории граждан, за которых работодателем отчислялись страховые взносы на накопительную пенсию это

- мужчины 1953 года рождения и моложе;

- женщины 1957 года рождения и моложе.

В связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" работодатели стали отчислять страховые взносы на накопительную пенсию только для лиц 1967 года рождения и моложе.

В связи с вышеизложенным, поясняем, что категории застрахованных лиц: мужчины 1953 года рождения и моложе и женщины 1957 года рождения и моложе имели отчисления на накопительную пенсию (в случае работы) только за 2002, 2003 и 2004 годы.

         С 1 октября 2008 года каждому гражданину независимо от возраста, зарегистрированному в системе обязательного пенсионного страхования, (то есть имеющих СНИЛС) предоставлено право подать заявление о добровольном перечислении дополнительных страховых взносов с целью увеличения накопительной пенсии.

         Дополнительная схема формирования накопительной пенсии  построена на софинансировании накоплений гражданином и государством: на каждый рубль работника будет добавлен ещё один рубль из федерального бюджета. Размер добровольного взноса определяется самостоятельно, главное – уплатить не менее 2 тысяч рублей в год. «Соплатёж» государства равен сумме добровольных взносов, но не может превышать 12 тысяч рублей в год. Другой объём государственного софинансирования предусмотрен только для мужчин, достигающих 60 лет, и женщин, достигающих 55 лет. Если они не обратятся за назначением ни одной из частей трудовой пенсии и будут платить добровольные страховые взносы, то им на каждый рубль государство добавит четыре рубля (но не более 48 тысяч рублей в год).

         Вступить в правоотношения по уплате дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и получить государственное софинансирование  можно было до 31 декабря 2014 года. Если граждане до 31 января 2015 года не произвели первый платеж взносов, то они были исключены из числа участников Программы. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений осуществляется в течение 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты гражданами дополнительных страховых взносов. Гражданин вправе приостановить или возобновить платежи в любой момент.

         Если смерть гражданина наступит до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчёта размера этой части пенсии, накопленные средства вместе с доходом от их инвестирования будут подлежать наследованию правопреемниками.

         Принимая решение о вступлении в программу добровольных накоплений, следует помнить, что трудовая пенсия назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа.    

Делать взносы в рамках Программы государственного софинансирования пенсии можно помесячно, поквартально или один раз в год, причем как через бухгалтерию своего предприятия, так и через любое кредитное учреждение.

С 2015 года государство софинансирует взносы только тех граждан, которые еще не вышли на пенсию. Если гражданин ранее не вступил в Программу софинансирования пенсионных накоплений и ему уже назначена пенсия по линии органов Пенсионного фонда, то он по-прежнему имеет право на участие в Программе и внесение добровольных взносов, однако софинансироваться эти взносы не будут. Подчеркиваем, это нововведение касается только участников Программы вступивших в нее в 2014 году и не распространяется на пенсионеров, которые в нее вступили ранее, и будут производить в дальнейшем уплату дополнительных страховых взносов. Но при этом  повторно за получением средств пенсионных накоплений в виде единовременной выплаты такие пенсионеры, продолжающие уплачивать дополнительные страховые взносы, смогут обратиться не чаще, чем один раз в пять лет после получения единовременной выплаты.

Третьей стороной софинансирования может выступать работодатель, для которого в связи с этим предусмотрены существенные налоговые льготы. Дополнительные страховые взносы в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда, не учитываются при налогообложении прибыли. Такие отчисления работодателя в пределах не более 12 тысяч рублей на каждого работника не подлежат обложению страховыми взносами.

Работающие граждане, производящие уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, имеют право на предоставление налогового вычета.

Вступить в программу уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию возможно и в настоящее время, но в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации эти взносы не софинансируются (на рубль работника не добавляется рубль из федерального бюджета), а только инвестируются по выбору гражданина путём передачи их в распоряжение частной управляющей компании, государственной управляющей компании, негосударственному пенсионному фонду.

 

Подробную информацию о Программе государственного софинансирования пенсионных накоплений можно получить на сайте Пенсионного фонда РФ (www.pfrf.ru).

 


Печать   E-mail